Капитан Блад (Эррол Флинн) с шпагой из первой экранизации романа Р. Сабатини "Одиссея капитана Блада" (1935 г.).
Стараниями авторов "пиратских" романов и режиссеров "пиратских" фильмов сформирован образ пирата (буканьера, флибустьера, корсара, приватира и т.д. и т.п.), как изощренного фехтовальщика, отлично владеющего чаще всего довольно длинной шпагой или даже рапирой. Причем, если внимательно посмотреть, то чаще всего в руках героев оружие, которое легко атрибутируется не к XVII веку, а в лучшем случае - к концу XVIII века. Между тем, представление о том, каким клинковым оружием были на самом деле вооружены пираты, можно получить, посмотрев гравюры из книги А. Эксквемелина "Пираты Америки", впервые изданной в 1678 году. Автор, несомненно, был "в теме", поскольку, будучи судовым врачом, принимал участие в рейдах одного из самых известных пиратов в истории, Генри Моргана. В этой книге ни шпаги, ни рапиры не встречаются. Пираты вооружены оружием, имеющим изогнутый, довольно широкий, но не длинный клинок и эфес с характерной раковиной, которая весьма часто встречается на голландских и немецких клинках XVII века, саблей, которая получила собственное имя - катлас (cutlass).
Французский флибустьер Франсуа л’Олоне (1630 - 1671) с катласом из книги А. Эксквемелина.
Катлас: общая характеристика.
Типичный катлас представлял собой оружие общей длиной до 900 мм (чаще всего - короче), с среднеизогнутым довольно широким однолезвийным клинком. Фальшлезвие могло затачиваться. Тяжелый клинок уравновешивался тяжелым поммелем и мощной гардой с раковиной, которая, к тому же, могла снабжаться киллонами крестовины, дужкой и кольцом (перстнем) для большого пальца. Поэтому вес катласа мог достигать 900 г. (чаще всего - около 800 г.). Однако баланс мог "скакать" от вполне фехтовального "недалеко от рукояти" до "как у топора" - ближе к боевому концу.
Катлас начала XVII века из британского Королевского музея в Гринвиче.
Впрочем, были и другие образцы катласов на XVII век, отличавшиеся не только эфесом, но и изгибом клинка. Отличия обуславливались не столько функциональностью, сколько традициями или привычками тех производителей, которые делали данный конкретный образец. Так, например, оружие сделанное в Британии и британских колониях имело эфес характерный для британского среднеклинкового и называлось не катласом, а хенгером (hanger)
Другие образцы катласов XVII века из книги Г. Петерсона "Оружие и доспехи в колониальной Америке. 1526 - 1783". (2000 г.).
Почему не шпага?
Причина выбора укороченной рубяще-колющей сабли с упором именно на удар очевидна: в довольно стесненных условиях корабля относительно короткий катлас был намного практичнее длинной шпаги и уж тем более рапиры. Да и при схватке колюще-режущий клинок в силу большей универсальности был эффективнее. Кроме того, пираты никогда не были хорошими фехтовальщиками, геометрические премудрости шпаги и рапиры, которые предлагались в фехтбухах того времени, вряд ли пользовались в их среде, рекрутированной далеко не из самой образованной части общества, популярностью. Да и вообще, если судить по книге все того же А. Эксквемелина, предпочитали хорошо стрелять с относительно безопасного расстояния, чем плохо фехтовать лицом к лицу. Не случайно, изобретение перевязи для ношения нескольких пистолетов сразу приписывают еще одному не менее знаменитому пирату - Черной Бороде.
Эдвард Тич (Черная Борода) с своими пистолетами и саблей. Гравюра 1736 г.
Дальнейшее развитие.
В дальнейшем катлас "прижился" именно на флоте. Практически все европейские флоты имели собственные официально утвержденные образцы этого оружия уже в XVIII веке. В ВМФ Британии катласы были сняты с вооружения в 1936 году, сохранившись как церемониальное оружие. А, вероятно, последняя модель военно-морского катласа была принята на вооружение в ВМФ США в 1941 году. Чуть раньше, в 1940 году на вооружение в ВМВ СССР был принят образец палаша для курсантов Военно-морских учебных заведений, который, если судить по длине клинка, вполне попадает в группу флотских катласов. Для обучения владению катласами были разработаны специальные фехтовальные пособия (для британского флота пособие было разработано самим Анджело младшим), а занятия проходили прямо на палубах кораблей.
Занятия фехтованием на борту британского корабля "Ниоба". Кейптаун, Южная Африка, 1900 г.
Свежие комментарии